История этого видного трехэтажного особняка в стиле «ранний модерн» берет начало с 1730-х годов, когда в Петербурге были проложены Большая и Малая Морские улицы. С тех пор дом беспорядочно менял владельцев и квартирантов, среди которых — лицейские и фабричные директора, мифический авантюрист-интригант граф Валицкий и даже князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца. Нас же интересует история, начавшаяся в 1897 году, когда дом в качестве приданного для дочери Елены приобретает статский советник Иван Васильевич Рукавишников. Елена Ивановна сочетается браком с Владимиром Дмитриевичем Набоковым, и через пару лет, в 1899 году, в доме на Большой Морской рождается будущий писатель Владимир Набоков.

В просторных комнатах дома, в достатке и любви прошло безоблачное детство и юность Владимира Набокова. Здесь он получил блестящее домашнее образование, выучился английскому и французскому языку, впервые увлекся литературой, энтомологией и шахматами.

Владимир Набоков (слева) с братьями и сестрами Кириллом, Ольгой, Сергеем и Еленой (слева направо). 1918 год.

Революция 1917 года гонит семью Набоковых сначала на юг России, оттуда — в эмиграцию. Потом будут Германия, Франция, США, швейцарский Монтрё… В Россию Владимир Набоков больше не вернется, а дом на Большой Морской навсегда останется для него «единственным домом в мире».

Музей — несколько комнат первого этажа: столовая, гостиная, библиотека. Скрипучий паркетный пол, потолок, стены и двери, изрезанные узорами ар-нуво, мягкое сияние ажурных светильников, потрясающая тишина и неспешно-изящная атмосфера дореволюционного времени. После революции дом на Большой Морской привольно занял военный комиссариат — оригинальная обстановка комнат была навсегда утеряна.
Коллекция единственного в мире музея Владимира Набокова бережно собиралась в течении многих лет, дарителями выступили ближайшие родственники и друзья писателя, зарубежные учреждения и коллекционеры. Сейчас здесь можно увидеть редчайшие первые издания книг Набокова, его карандаши, рукописи, пенсне и предметы гардероба, игру «Скрэббл» с автографами писателя, а также сачок для ловли бабочек и уникальную коллекцию пойманных «трофеев», с помощью ученого А.Н. Формозова переданную в Петербург Музеем сравнительной зоологии Гарвардского университета.

В выставочном зале музея кипит своя жизнь, так или иначе связанная с творческим наследием Набокова. Здесь регулярно проходят выставки современных молодых художников, фотографов и иллюстраторов. Музей с радостью дает студентам творческих факультетов СПбГУ возможность представить публике свои работы.

Два верхних этажа дома («родительский» и «детский») сейчас занимает детская школа искусств имени Д. С. Бортнянского, куда ведет сохранившаяся с набоковских времен широкая каменная лестница, открывающая внимательному зрителю тайное сокровище дома — потрясающей красоты витражи, сделанные в Риге по заказу знаменитого мастера Эрнеста Тоде.

imae

И последнее. Первое: сайт дома-музея — настоящая находка для всех интересующихся Владимиром Набоковым, его семьей, предками и потомками, архитектурными деталями дома, коллекцией музея и далее по списку! Потрясающее собрание интереснейшей информации.

И второе. Вход в музей бесплатный.

Официальный сайт: Музей В. В. Набокова
Адрес: Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47
Часы работы: Вторник – Пятница: 11:00-18:00; Суббота: 12:00-17:00

Для коллажа с деталями архитектуры самого особняка использованы фотографии с официального сайта музея. 

Follow

Get the latest posts delivered to your mailbox:

The history of this outstanding three-storey mansion in the style of “early modern” dates back to the 1730s, when Bolshaya and Malaya Morskaya Street appeared in St. Petersburg. The owners and tenants of the house were constantly changing till the day in 1897 when state councilor Ivan Rukavishnikov buys the mansion for his daughter Elena so it becomes her dowry. Elena marries Vladimir Dmitrievich Nabokov, and a couple of years later (1899) the great novelist Vladimir Nabokov was born.

Vladimir Nabokov had enjoyable and happy childhood and youth in this beautiful house. He received an excellent education at home, learned English and French, got into literature, entomology and chess.

Vladimir Nabokov (left) with his brothers and sisters: Kirill, Olga, Sergey, Elena. 1918.

The Revolution of 1917 makes the Nabokovs leave the house and move to the south of Russia, and then to Europe. Germany, France, the United States, the Swiss town Montreux… Vladimir Nabokov will never come back to Russia, and the house on Bolshaya Morskaya will always be his “only house in the world”.

The museum occupies the first floor and includes the former dining room, the drawing room and the library. Old parquet floor, beautiful ceiling, walls and doors decorated with refined Art Nouveau patterns, soft glow of antique chandeliers – quiet and elegant atmosphere of Imperial Russia. After the revolution, the house on Bolshaya Morskaya was taken by the local military commissariat, and the original layout of rooms has been forever lost.

Collection of the world’s only Vladimir Nabokov museum was started from scratch. A lot of priceless items were donated by relatives and friends of the great writer, as well as foreign institutions and collectors. Now you can come and see the rare first editions of Nabokov’s books, his pencils, manuscripts, pince-nez, and wardrobe items, the Scrabble game with autographs of the writer, net for catching butterflies and a unique collection of “trophies” caught by Vladimir Nabokov.

The upper two floors of the house (the parents’ floor and the children’s floor) are occupied by a children’s art school named after Bortniansky. But you can go upstairs and see the secret treasure of the house – the original stunning old stained glass windows made ​​in Riga by the famous master Ernest Thode.

imae

Two more things to mention. First of all, the site of Nabokov house is a real find for anyone interested in Vladimir Nabokov, his family, personality, life, as well as the architectural details of his house! So informative. Russian and English languages.

And the second. The entrance is free of charge which is always a plus.

Official websiteThe Nabokov Museum
Address: 47 Bolshaya Morskaya Street, Saint Petersburg
Opening hours: Tu – Fr: 11 am-6 pm; Sat: noon-5 pm

Follow

Get the latest posts delivered to your mailbox: